Стратегический проект 2 «Трансформация системы подготовки элитных кадров – ключевых ресурсов, обеспечивающих развитие электроники будущего и высокотехнологичных отраслей»

Стратегический проект 2 «Трансформация системы подготовки элитных кадров – ключевых ресурсов, обеспечивающих развитие электроники будущего и высокотехнологичных отраслей»

Цель стратегического проекта – трансформация системы профессиональной подготовки в вузе для обеспечения потребностей отраслевого и межотраслевых рынков труда и сектора исследований в элитных кадрах, в том числе, для реализации сквозных технологий на основе электроники и IT.

Задачи стратегического проекта:

Описание стратегического проекта

Стратегический проект (СП) направлен на достижение ключевых характеристик реализации образовательной политики. СП вносит вклад в решение задач: а) Федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» — в части подготовки специалистов, прошедших переобучение по компетенциям цифровой экономики в рамках дополнительного образования; б) «Стратегии развития электронной промышленности РФ на период до 2030 года» — в части подготовки и развития кадровых ресурсов в соответствии с требованиями новых и перспективных рынков электроники и ИТ; в) Нацпроекта «Образование» — в части разработки гибких сетевых образовательных программ, формирующих цифровые компетенции для будущих цифровых профессий; повышения квалификации и переподготовки НПР.

В стратегическом проекте выделяются четыре основных направления. В развитии трех тематических направлений будет осуществляться трансформация системы подготовки элитных кадров для научно-технологического развития микроэлектроники и микросистемной техники (Направление 1); развития электронного машиностроения в области микроэлектроники и сенсорики (Направление 2); создания интеллектуальных информационно-управляющих систем (Направление 3).

В СП отдельно выделено направление «Цифровизация системы оценки качества образовательного процесса и подготовки обучающихся» с акцентом на подготовку элитных (качественных) кадров.

В каждом тематическом направлении задачи СП будут решаться на основе оценки – текущей и прогнозной – сценариев развития технологий, рынков и кадровых потребностей высокотехнологичных отраслей промышленности.

Направление 1 — подготовка кадров для научно-технологического развития микроэлектроники и микросистемной техники (новые электронные производства и эксплуатация нового технологического оборудования, фотоника, СВЧ-элементная база на сложных полупроводниках, МЭМС, МОЭМС и др.).

В интересах решения критически важных задач импортозамещения, поставленных в «Стратегии развития электронной промышленности РФ на период до 2030 года», на основе разработки уникальных комплексов ДОП и ОП, сетевых магистерских программ, проведения необходимых инфраструктурных изменений будет реализовываться подготовка технической элиты для а) создания новых микроэлектронных производств ЭКБ на базе кремниевых технологий с наноразмерными проектными нормами; б) сети дизайн-центров и центров коллективного проектирования ЭКБ; в) производства и разработки МЭМС и МОЭМС, интеллектуальных сенсоров и 3D микросборок, изделий фотоники, наногетероструктурной СВЧ электроники и др.

Направление 2 – подготовка кадров для развития электронного машиностроения в области микроэлектроники и сенсорики

Формирование и реализация системы подготовки разработчиков высокой квалификации в области электронного машиностроения будет проходить поэтапно. На первом этапе (2021–2024 гг.) планируется модернизация существующих ОП «Роботизированные устройства и системы» (бакалавриат) и «Проектирование технических систем средствами 3D-моделирования» (магистратура) за счет разработки и внедрения новых модулей, курсов в комплексы ДОП по технологиям и оборудованию для производства микроэлектроники и микросистемной техники, а также реализация обновленной ОП магистратуры в сетевой форме с НИИПМ (Воронеж). Второй этап (2024–2026 гг.) включает: а) создание учебной лаборатории по электронному машиностроению; б) разработку и апробацию новой программы в области электронного машиностроения с вариативным образовательным процессом по направлениям: вакуумно-плазменное, термическое, литографическое и технохимическое, лазерное, сборочно-монтажное оборудование. На третьем этапе (2026–2028 гг.) будет внедрена новая ОП с вариативным образовательным процессом по направлениям. Четвертый этап (2028–2030 гг.) — это доработка ОП и передача, внедрение вариативных частей программы в профильные вузы. Новые ОП будут разработаны в плотной кооперации с профильными организациями (АО «НИИТМ», ООО «ЛВТ», АО «НИИПМ», АО НИИ «ЭСТО», филиал РКЦ «Прогресс» — «ОПТЭКС», МГТУ Станкин, Ассоциация «Электронное машиностроение» и др.).

Направление 3 — подготовка кадров для создания интеллектуальных информационно-управляющих систем (компоненты робототехники и сенсорика, искусственный интеллект (ИИ), биоэлектронные биомедицинские системы, квантовые вычисления / коммуникации / сенсоры, визуальные коммуникации и графический дизайн, VR, AR, MR и др.).

Для решения задач федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» по освоению новых цифровых профессий и при взаимодействии с членами Консорциума будут разработаны в 2021–2024 гг. уникальные комплексы ДОП и ОП, в 2023–2030 гг. разработаны и внедрены профессиональные комплексы, связанные с новыми подходами к разработке электронных устройств и систем. Уникальные комплексы ДОП и ОП станут основой для новых сетевых образовательных программ, по которым будет готовиться техническая элита, способная к сквозному проектированию ИУС и разработкам в таких областях как информационные системы предсказательной аналитики, имплантируемые электронные и биоэлектронные системы, компоненты робототехники и сенсорики, компьютерное зрение, радиоинформационные системы и т.д.

Направление 4 — цифровизация системы оценки качества образовательного процесса и подготовки обучающихся — предусматривает переход к максимально персонализированному и ориентированному на результат образовательному процессу.

Акцент в дальнейшей цифровой трансформации будет делаться на обязательное внедрение в новые цифровые процессы этапов оценки качества образовательных процессов, оценки компетенций (обучающихся и ассесмент преподавателей) на основе ситуационной аналитики хода процессов.

Мероприятия проекта, направленные на достижение уникальных результатов:

Приоритетное значение в рамках стратегического проекта имеет поэтапное развитие квалификаций ППС. На первом этапе акцент будет делаться на повышении квалификаций по цифровым компетенциям преподавателей (к 2023 г. — 70 % ППС): погружение в цифровую тематику позволит им разрабатывать свои программы с цифровыми аспектами. Следующий этап предполагает углубление актуальных профессиональных компетенций по приоритетным направлениям деятельности Консорциума и результатам прорывных исследований.

Повышение квалификации ППС по цифровым компетенциям будет идти одновременно с развитием инфраструктуры образовательной деятельности в соответствии с современными техническими и технологическими требованиями и глубокой модернизацией учебного процесса. Приоритет в дальнейшей цифровой трансформации МИЭТ отдаётся обязательному внедрению в новые цифровые процессы этапов оценки качества образовательных процессов, оценки компетенций (обучающихся, ассесмент преподавателей).

Параллельно этим процессам будут запускаться следующие институциональные проекты: создание структурного узла для организации и реализации процессов получения цифровых профессий; внедрение системы оценки компетенций ППС, создание и регламентирование работы ассесмент-центра; формирование Координационного хаба по продвижению ОП, их тиражированию и вовлечению обучающихся; трансформация системы организации практической подготовки студентов; организация независимой оценки качества ОП, компетенций студентов профессиональными сообществами.

Контекстная реализация мероприятий по разработке ДОП как значимого инструмента поэтапного достижения целей стратегического проекта будет осуществляться на протяжении всей его деятельности и разделяться на два трека. Первый предполагает разработку ДОП (ПП и ПК) для ускоренной подготовки студентов, сотрудников организаций Консорциума и других специалистов к изменениям требований рынка труда за счет получения цифровых компетенций для будущих цифровых профессий. В течение 2021–2023 гг. планируется разработать 8 уникальных комплексов ДОП: в 2021 г. — в области проектирования электронной компонентной базы в части подготовки кадров для сети дизайн-центров и центров коллективного проектирования; использования ИИ для создания интеллектуальных информационно-управляющих систем; разработки и применения компонентов робототехники и сенсорики; компьютерной графики и имитационного 3D-моделирования в VR; в 2022 г. — в области полупроводниковых технологий с наноразмерными проектными нормами в части подготовки кадров для создания новых микроэлектронных производств; интеллектуальных ИУС на основе анализа больших данных; имплантируемых электронных и биоэлектронных систем; в 2023 г. — в области разработки квантовых коммуникаций и фотонных интегральных схем. Для обеспечения всех комплексов ДОП образовательным контентом с применением VR-, AR-технологий будет создан центр виртуального прототипирования.

По второму треку запланирована разработка ДОП (ПК и ПП), основных и сетевых ОП, направленных на формирование новых профессиональных и востребованных компетенций во взаимодействии с исследователями и разработчиками. Новые образовательные программы будут формироваться по приоритетным направлениям развития Консорциума: проектирование радиоинформационных систем (2023 г.); проектирование и верификация микропроцессорных систем на кристалле (2024 г.); электронное машиностроение (2025 г.); цифровые сенсорные биомедицинские системы (2025 г.); энергосберегающие технологии (2026 г.); проектирование и изготовление фотошаблонов (2026 г.); электроника на новых физических принципах (2027 г.); природоподобные и синхротронные технологии (2028 г.). На 2023–2028 гг. намечено создание 8 уникальных комплексов ОП/ДОП, не менее 16 уникальных сетевых ОП, разработанных совместно с организациями-партнерами МИЭТ. Для реализации комплекса ОП по электронному машиностроению будет создана новая профильная учебная лаборатория.

По мере утверждения ТЗ на разработку ДОП/ОП начинается их продвижение как внутри экосистемы, так и через взаимодействие с крупными государственными и бизнес-площадками. В результате ожидается увеличение количества оказываемых дополнительных образовательных услуг и объемов дохода.

Каждая разработанная ОП/ДОП направлена на подготовку элитных кадров для приоритетных направлений исследований и разработок и включает апробацию новых образовательных программ на пилотных группах обучающихся и последующий переход к внедрению в образовательный процесс. Выделенные на этапе апробации лучшие ОП передаются для тиражирования через Координационный хаб по продвижению и тиражированию ОП, вовлечению обучающихся.

При апробации и внедрении новых ОП студенты будут вовлечены в решение исследовательских и инновационных задач, а также больших проектов, развертывающихся с использованием сквозных технологий на ресурсах исследовательских и научных центров МИЭТ и Консорциума. Содействие выпускникам в трудоустройстве — одна из приоритетных задач СП. С этой целью в МИЭТ будут организованы ранняя профилизация с привлечением партнеров; сквозная система практической подготовки студентов; целевой набор обучающихся; независимая оценка качества выпускников как внутри экосистемы, так и на крупных государственных и бизнес-площадках (платформах).

Стратегический проект направлен прежде всего на реализацию образовательной политики МИЭТ. Прямо или косвенно СП охватывает направления других политик:

Ожидаемые результаты

Уникальными результатами стратегического проекта к 2030 г. станут: